ПРОЕКТ "ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В РУССКИХ СКАЗКАХ" УЧЕНИКА 3Б КЛАССА СЕРАФИМА БИЕРВЕРТА
Введение
«Сказки
– блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских
глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей». Сказка - не только
поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы
в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего.
Время, проведенное за совместным чтением и обсуждением
сказок, сближает друг с другом во время сопереживания героям, где сильный
поддерживает слабого, где герой находит силу для преодоления всех препятствий
на своем пути.
Хотя у нас, детей
XXI века, есть множество
игрушек, у нас есть компьютеры и
планшеты, но мы любим читать и слушать сказки. Они окружают нас с самого
детства. Сказки веселят, развлекают,
иногда пугают, но главное они учат нас
поступать по совести, отличать хорошее от плохого. Они никогда не
устаревают, потому что в них хранится мудрость русского народа, наши традиции и
обычаи. Множество волшебных персонажей
наполняют славянские сказки. Нам они
кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси люди верили и в водяного,
который может утянуть на дно, и в
избушку на курьих ножках, пристанище Бабы Яги, верили, что в суровых каменных
горах может обитать трехглавый змей, похищающий красавиц…
Недавно я
читал сказку немецкого писателя Отфрида Пройслера “Маленькая Баба Яга”. В ней
рассказывается о маленькой ведьмочке, которая
не хотела быть похожей на других злых ведьм, хотела творить только доброе колдовство. В этой сказке добро борется со злом и
побеждает его. Как и в русских, да и любых других сказках. Но только в русских сказках Баба Яга совсем
другая… Она – злая старуха, крадет
детей, как в сказке “Гуси-лебеди”. Но потом я вспомнил другие сказки, где Баба
Яга помогала героям советом или
указывала дорогу. И задумался, какая же
она все-таки, добрая или злая?
Тема добра и зла – одна из самых древних тем, которые
когда-либо занимали человека. Несмотря
на это она продолжает оставаться актуальной и в наше время. Именно образ Бабы Яги кажется мне самым
таинственным и противоречивым.
В своей работе я хочу рассмотреть образ Бабы Яги, понять, откуда она появилась
и какую роль выполняет в сказке,
злодейка она или добрая старушка?
Цель: изучить образ Бабы
Яги в русских народных сказках.
Задачи проекта:
-повышение знаний о сказочной культуре русского народа (изучение энциклопедической литературы, мнений
исследователей русских сказок об образе Бабы Яги);
-формирование умений по осуществлению проектной
деятельности (планирования, поиска информации, анализа и систематизации
материала по теме, подведения итогов исследования, самооценки);
-чтение русских волшебных сказок в обработке
А.Н. Афанасьева, В.П. Аникина, где одним из персонажей является Баба Яга,
анализ образа Бабы Яги, выявление средств её создания (портрет, интерьер
жилища, место обитания, поступки Бабы Яги).
-создание указателя литературы для чтения младших
школьников «Роли Бабы Яги в русских народных сказках» и использование его во
внеурочной деятельности (Программа «Сказочный мир» для 3 класса).
План проекта.
Проект состоит из 4 этапов: введение в проект,
подготовительный, основной и заключительный этап.
1 Этап – введение в проект (определение целей, задач,
формирование плана работы над проектом и общей стратегии работы над проектом);
Задачи: формирование умений по осуществлению проектной
деятельности (планирования, поиска информации, анализа и систематизации
материала по теме, подведения итогов исследования, самооценки). Срок-
март/апрель 2014г.
2 этап – подготовительный;
Цель этапа: повышение знаний о сказочной культуре русского народа.
Задачи: изучение
энциклопедической литературы, мнений исследователей русских сказок об образе
Бабы Яги); отбор и чтение русских
волшебных сказок, где одним из персонажей является Баба Яга; поиск
иллюстративного материала по теме проекта. Срок апрель-май 2014г.
3 этап- основной.
Цель: работа с
полученной информацией, анализ и
систематизация материала, оформление
реферата, презентации и указателя литературы по теме исследования
Задачи: выявление
средств создания образа Бабы Яги (портрет, интерьер жилища, место обитания);
анализ поступков и их причин,
характеристика ролей, которые играет Баба Яга в русских сказках; классификация сказок по роли Бабы Яги в ней,
подбор цитат, подтверждающих эту роль сказочной героини; оформление указателя по 3 разделам (Баба
Яга помогает, Баба Яга испытывает, Баба Яга злобствует).
Срок июнь 2014 – январь
2015г.
4-й этап- заключительный.
Цель: презентация проекта
на школьном этапе конкурса исследовательских работ.
Срок- к 24 февраля 2015г.
Задачи: оформление
основного содержания; подготовка тезисов и презентации к защите проекта; выступление
на защите проекта.
Содержание проекта «Роль Бабы Яги в русских сказках»
1
этап - введение в проект
Цель этапа: определение целей проекта, задач, формирование
плана работы над проектом и общей стратегии работы над проектом).
Задача: формирование умений по осуществлению проектной
деятельности (планирования, поиска информации, анализа и систематизации
материала по теме, подведения итогов исследования, самооценки). Срок-
март/апрель 2014г.
На первом этапе основным
содержанием было - содействие и сотрудничество детей и взрослых (семьи и
школы) в поддержке инициативы детей в
различных видах творческой деятельности; мотивация к исследовательской работе;
формирование познавательного интереса и познавательных действий.
Итогом этапа стали:
выбор и обоснование темы, целей, задач исследования, этапов, составление плана
проекта и графика выполнения основных задач по этапам.
По результатам первого
этапа я сделал вывод, что мой проект может иметь практическое значение-
рекомендательный указатель можно использовать на уроках по литературному
чтению, можно использовать его во
внеурочной деятельности в программе «Сказочный мир» для учащихся 3 класса (блог
зав. библиотекой «Сказочный мир» http://olgafilimonova.blogspot.ru/).
В результате работы над
проектом я познакомлюсь с новыми сказками, буду совершенствовать навыки беглого
и осознанного чтения, учиться сравнивать, обобщать, делать выводы- это поможет
мне в учебе, разовьет внимание и память. Размышления о добре и зле при анализе
поступков героев сказок помогут мне воспитывать в себе доброту и отзывчивость,
умение глубже видеть и понимать поступки людей.
2
этап - подготовительный
Цель этапа: повышение знаний о сказочной культуре русского народа.
Задачи: изучение
энциклопедической литературы, мнений исследователей русских сказок об образе
Бабы Яги;
-отбор
и чтение русских волшебных, где одним из персонажей является Баба Яга;
-просмотр мультфильмов и
художественных фильмов со сказочным персонажем – Бабой Ягой;
-поиск иллюстративного
материала по теме проекта.
Срок апрель-май 2014г.
Этот этап проекта состоял из знакомства с творчеством
собирателей и исследователей сказочной культуры русского народа. Результатом
изучения стали новые знания, а именно:
В. И. Даль собирал
сказки, пословицы, изучал русский язык во всем его многообразии и составил
«Толковый словарь живого великорусского языка», в котором объясняются значения
многих сказочных слов и персонажей.
Русский ученый и
литератор А. Н. Афанасьев был страстно увлечен сказкой. Огромный собранный им
сказочный материал он разделил на 3 группы: сказки о животных,
волшебно-фантастические и бытовые. Для изучения были выбраны волшебные сказки
под редакцией А. Н. Афанасьева.
В результате чтения и
анализа сборников русских народных сказок для проекта были выбраны: «Гуси-лебеди», «Ивашка», «Баба Яга»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»,
«Перышко Финиста Ясного сокола», «Иван-царевич и Царь-девица», «Иван Быкович»,
«Царевна-лягушка», «Заколдованная королева», «Кощей Бессмертный» и др.
Изучение энциклопедической литературы, мнений исследователей русских
сказок об образе Бабы Яги позволило выявить следующее: у истоков изучения этого
образа стоял философ и фольклорист М. Н. Макаров, особенности построения сказочных
сюжетов изучали Р. М. Волков, В. Я. Пропп, Н. М. Ведерникова и др. Например, В. Я. Пропп относит происхождение
большинства мотивов волшебных сказок к обычаям и представлениям древних славян.
Исследователь описывает обряд посвящения юноши в полноправного члена родового
союза, который породил сказочные мотивы изгнания, умерщвления и оживления
героя, посещения им избушки бабы Яги.
В. Я. Пропп исследует
сказки по функциям персонажей и устанавливает в волшебной сказке семь основных
действующих лиц: вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует), даритель(дарит волшебный
предмет), помощник(помогает герою одолеть врага), царица(искомый персонаж),
отправитель( отсылает героя), герой и ложный герой. В. Я. Пропп пишет, что
моральные качества героя раскрываются через его поступки.
И. Н. Кузнецов исследует
образ Бабы Яги, исходя из преданий древних славян.
А З.П.Соколова анализирует
фольклор и обычаи народов Севера, обнаруживая связь древних обрядов и сказочных
мотивов.
Живописные портреты Бабы
Яги представлены художниками: Виктором Васнецовым, Иваном Билибиным, Александром Бенуа, Еленой Поленовой, Иваном
Милютиным и др.
В результате выполнения
2 этапа проекта был собран для анализа и систематизации художественный,
критический, иллюстративный материал о Бабе Яге; составлен план работы над
проектом на время летних каникул.
Вывод, который я сделал
для себя по итогам подготовительного этапа проекта - образ Бабы Яги сложный,
мнения исследователей о нем- противоречивые, в сказках она ведет себя
по-разному. Потребуется время, чтобы все эти новые сведения обдумать, обсудить,
систематизировать за время летних каникул.
3
этап проекта – основной
Цель:
-работа с
полученной информацией, анализ и
систематизация материала, оформление
реферата, презентации и указателя литературы по теме исследования
Задачи:
-выявление средств
создания образа Бабы Яги (портрет, интерьер жилища, место обитания);
-анализ поступков и их причин, характеристика ролей, которые
играет Баба Яга в русских сказках;
-классификация сказок по роли Бабы Яги в ней,
подбор цитат, подтверждающих эту роль сказочной героини;
-оформление указателя по
3 разделам (Баба Яга помогает, Баба Яга испытывает, Баба Яга злобствует).
Срок июнь 2014 – январь
2015г.
Основное содержание 3 этапа проекта- реферат «Образ Бабы Яги в
русских народных сказках»
3.1.
Образ Бабы Яги, его исторические и мифологические корни
Имя Бабы Яги
Бабу Ягу мы встретим не только в русских сказках. Ведь она – персонаж славянской мифологии и
фольклора, следовательно, в сказках всех славянских стран мы можем найти этот
образ. Хорваты и сербы называют ее Баба Рога, в Болгарии и
Польше она Баба Я’га (Ударение на первый
слог).
На Руси
называли ее Бабой Ягой, Ягишной.
Это «род ведьмы, злой дух под личиной безобразной
старухи», - такое определение
встречается в словаре у Даля.
«Лесная
старуха-волшебница» - считают составители мифологического словаря.
В некоторых сказках под видом ведьмы или старушки (как например в сказке «Ивашка» или «Финист
Ясный сокол») мы конечно тоже узнаем Бабу Ягу, не смотря на то, что она не
названа.
Некоторые ученые связывают праславянское слово «Яга» с
обозначением змей, гадов, которые в народном представлении были связаны со
смертью и потусторонним миром. Часто встречается описание Яги как
повелительницы зверей, птиц и гадов морских.
Имя Яги говорит о мифологических корнях этой сказочной
героини.
Когда я начал изучать образ Бабы Яги, я столкнулся с
тем, что в разных сказках у нее разные роли. «Ее образ слагается из ряда
деталей. Эти детали, сложенные вместе, иногда не соответствуют друг другу, не
совмещаются, не сливаются в единый образ».
Пропп
В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические
корни «волшебной» сказки. (Собрание
трудов Проппа В.Я.) – М.: Лабиринт, 1998. – 512с.-С.147
Сейчас мне хотелось бы рассмотреть общие для всех
сказок черты Бабы Яги и начать с внешнего облика героини и места обитания.
Внешний облик Бабы Яги.
«Ягайя-Баба не цвела цветочком, не росла
молодою молодушкой, она – вечная
старушка», пишет про нее собиратель фольклора XIX века М.Макаров. И старушка не из красавиц. [приложение. Рис. 1-4 ]
Цит.
по кн: Русские предания/ сост. Кузнецов И.Н. М.:Вече, 2013 – 400с.- С59
Она простоволоса, в одной рубахе и не подпоясана, что
считалось верхом неприличия. Лежа на
печи, кладет зубы на полку, а нос - в
потолок врос.
«Сидит огромная баба на печке и прядет;
голова у нее как бурак, титьки как ведра, глаза, как солонки».
Демин
В.Н. Гипреборейские тайны Руси – М.: Вече,2006. – 496с.- с.309.
У нее костяная (иногда глиняная) нога.
Пути-дороги к Бабе Яге просто так не найти:
Живет она в дремучих лесах заповедных. «Ехал он долго
ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру, красна солнышка до
закату».
Самые
лучшие волшебные сказки. – М.: Эксмо,2005. – 224с.-С.120
«За
тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга».
Кузнецов
И.Н. Русские предания – М.: Вече,2013. – 400с.- с.355.
«Баба Яга в
ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»- это значит, что нет следа,
он заметен, и не узнать, где она пролетала.
Здесь нашел отражение древний обычай: когда хоронили
покойника, к телеге, везущей гроб, привязывали ветки, чтобы замести след
покойника, чтобы не вернулся он в мир живых.
Я думаю, что Яга не просто ведьма. Она – проводник в потусторонний мир,
мир мертвых. Об этом говорит все вышеперечисленное: и непривлекательный внешний
вид, и костяная нога, и черепа на заборе, и то, что живет она за огненной
рекою, (или у реки Смородины), на границе миров.
Избушка Бабы Яги
Живет она в избушке, да не в простой, а на курьих
ножках. Избушка заслуживает того, чтобы
рассмотреть ее повнимательнее- страшное это место!
«… забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе
торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи,
вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» .
Самые
лучшие волшебные сказки. – М.: Эксмо,2005. – 224с.- С.7-10.
В других сказках проще и безопаснее: «…стоит избушка
на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается».
Кузнецов И.Н. Русские предания – М.: Вече,2013. –
400с.- С.236.
Избушка Бабы Яги всегда повернута к лесу, к миру
мертвых. Это символический вход в
волшебный, потусторонний мир, поэтому, чтобы попасть туда, герой должен
исполнить некий ритуал, сказать волшебные слова: «Повернись ко мне передом, к
лесу задом, как мне в тебя войти, так и выйти».
«Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко нам передом, нам в тебя
лезти, хлеба-соли ести». Тогда избушка поворачивается, и можно войти.
Почему избушка стоит на куриных ногах? Возможно, в некоторых сказках прообразом Яги
стали ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели
лечить людей. Знания такого рода передавались по женской линии и хранилось в
строгом секрете, поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы
уберечься от опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку
ставили на столбы.
В Швеции еще в прошлом веке ставили амбары с зерном на
столбы, чтобы к ним не подобрались грызуны и вода. Сейчас это можно увидеть в
музее деревянного зодчества Скансен.[приложение Рис.2 ]
Или в сказке подчеркивается таким образом, что жилище
Яги не принадлежит к земному миру, а как бы парит между мирами.
А вот еще версия. На севере, у хантов, мансов и других
близких к ним народов был обычай после смерти человека делать куклу. Считалось,
что туда переселяется его душа, поэтому куклу кормили, клали спать (в сказке
«Василиса прекрасная» именно так и
поступает с куклой, доставшейся ей от умершей матери – кормит, ухаживает за
ней, а куколка помогает ей, спасая от Бабы Яги). Но если человек умирал не своей
смертью (замерз, погиб на охоте), то ему делали специальную куклу УРА, и
строили для нее специальный амбарчик – ура-хот, и ставили его на столб высотой
около полутора метров. При размере уры
40см ура-хот в длину не превышал 60-70 см.[приложение. рис.5 ]
Возможно
поэтому: «… на полу Баба Яга, ноги в потолок уперла»
Волшебные
сказки / в обработке А. Н. Афанасьева.-
Л.: Лениздат, 1983.- С.139
Что же говорит Яга, когда добрый молодец входит в
избушку?
-Фу-фу, русским духом пахнет!
-Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не
видано, а нынче русский дух сам в ложку садится, сам в рот катится!
Одни исследователи русского фольклора, как например
М.Макаров, собиратель станинных преданий XIX века, считают, что такие присказки
уходят корнями в татаро-монгольское иго. Другие, как фольклорист Владимир
Пропп, склоняются к тому, что Яга не принадлежит к миру живых, и чувствует
именно «живой дух». Мне ближе вторая
точка зрения. Ведь в некоторых сказках Яга говорит – «ЧЕЛОВЕЧЬИМ духом пахнет».
Дальше она спрашивает путника: «Дело пытаешь, аль от
дела лытаешь?», и герой всегда предлагает ей сначала накормить, напоить, в
баньке выпарить, а потом и спрашивать.
Сначала я думал, что в сказке отражен русский обычай –
давать путнику пищу и ночлег. Потом понял, что не все так просто.
Один из самых распространенных сказочных сюжетов:
герой отправляется в долгое и опасное путешествие, и перед ним стоит задача
что-то найти или кого-то спасти. Для
этого ему нужно пойти в царство мертвых и вернуться обратно. Откуда такая необычная завязка?
И снова мы смотрим в глубь веков в поисках ответа, и
видим, что это древний обряд посвящения юношей в мужчины. И заключался он в
том, что юноша отправлялся в лес и проходил испытания, часто они символизировали
смерть и воскресение. «Смерть и воскресение вызывались действиями,
изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищными животными. … Для
совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши,
имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть» .
Русские
народные сказки – Ростов-на-Дону: Профф-пресс, 2000. – 608с.-С.150
Юношу могли так же символически сжигать, жарить… После испытания он возвращался полноправным
членом рода, мог вступать в брак.
(Сразу
вспоминается, что герой в сказке часто
отправляется за невестой).
И вот он
подходит к избушке – воротам в другой мир, и просит его накормить, напоить и в
бане выпарить, то есть подготовить его к переходу! В легендах и преданиях
многих народов мира есть похожие сюжеты. Герой должен «причаститься к нижнему
миру, стать его частью, а для этого должен отведать волшебной еды. И еще ему
нужно смыть с себя «живой» человечий запах – в нашем случае выпариться в бане.
Вот почему он так отвечает Яге! Она знает ритуал, и беспрекословно выполняет
его: «Баба яга все это быстро справила – коня убрала, Ивана-царевича накормила,
напоила…» .
На подготовительном этапе проекта мы определили, что
образ сказочной Бабы Яги связан со славянской мифологией, где ей принадлежала
роль лесной старухи, волшебницы, ведьмы. Вид ее мало привлекательный, одна нога
костяная. Живет в чаще в избушке на курьих ножках, которая стоит на границе
царства мертвых. Летает в ступе. Лесные звери
ей подчиняются. Мы решили не судить
только по внешнему виду героини, а посмотреть на ее поступки и разобраться,
почему она их совершает.
3.2.
Роли Бабы Яги в русской сказке
Баба Яга - помощница
Я уже начал описывать
определенный тип Яги - помощница. Но он не единственный. Есть еще и другой –
похитительница, злодейка. Мне кажется, они принципиально различаются, более
того, я предполагаю, что эти образы разнятся не только по смыслу, но и по
происхождению. Посмотрим пристальней на
Ягу-помощницу.
Мы знаем много
сказок, где Баба Яга помогает герою. Что же наша добрая старушка делает для молодца?
Помогает
в переходе.
Прежде всего она помогает ему перейти из нашего мира в
потусторонний, из Яви в Навь. Это ее главная задача в данной ипостаси.
Например в сказке «Иван Быкович» богатыри поехали
биться с Чудом-юдом, на реку Смородину, на калиновый мост. Река здесь
символизирует границу между мирами, мост – переход через эту реку. Баба Яга
«пропустила» их через свою избушку к этому месту, предварительно убедившись,
что они отправляются на доброе дело. «Ай да Ванюша! За дело хватился!»
Считалось, что по калинову мосту может пройти и вернуться обратно только
человек с чистыми помыслами, а дурной человек попадает под мост, и навсегда
остается в Нави. И – да, она здесь добрая! И в некоторых сказках даже ласковая:
«Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать… … Возьми, дитятко, моего коня»
Сивка-бурка. Русские волшебные сказки / в обработке
Аафнансьева А.Н. – М.: Стрекоза, 2007. – 143с.- С.126
Указывает
дорогу.
«Что
ж ты, царевич, со мной прощаешься, а не спросишь, в какую сторонушку тебе идти?
Ступай-ка ты, добрый молодец, вот по этой дороженьке…» . Это сказка
«Иван-царевич и Царь-девица».
Указывает
дорогу и дает совет.
В сказке «Царевна-лягушка» Яга научила Ивана-царевича,
где найти Кощееву смерть.
Дарит
волшебные предметы.
Иногда у Бабы Яги есть
старшие сестры, более мудрые. Именно к ним посылает она Ивана-царевича, да еще
и дарит коня, чтобы добраться до них, так как живут они так далеко, что
простому смертному до них не добраться.
Об этом говориться в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» и
«Заколдованная королевна».
А младшая дочь в сказке
«Перышко Финиста ясна сокола» получает от сестер-старушек (а по сути
Бабок-ежек) серебряное донце, золотое веретенце; серебряное блюдо и золотое
яичко; золотое пяличко да иголочку. С помощью этих волшебных вещей и советов
старушек она находит и получает своего потерянного жениха.
А еще есть сказки,
которые, как мне кажется, приоткрывают завесу тайны и показывают нам, откуда
берет начало образа доброй Бабы Яги, дарительницы, советчицы и помощницы- в
славянской мифологии.
Искал солдат свою жену в
сказке «Заколдованая королевна», попал к Бабе Яге, та его направила к своей
средней сестре, а та – к старшей. Спрашивает солдат, где искать ему королевну,
а старшая Яга отвечает: «…вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Они по
всему свету дуют, так должны знать».
Вас
приветствует сказка / в обработке Афанасьева А.Н. – Харьковская книжная фабрика
«Глобус»,1993 – 240с.- с.190.
В сказке «Кощей
бессмертный» последняя из трех старух, к которой приехал Иван-царевич, на
вопрос, где найти Ненаглядную красу, говорит: «…наутро соберу моих ответчиков,
может, кто из них знает». Собрала рыб и гадов морских, зверей лесных и птиц
воздушных. Знала ответ только загадочная птица Моголь, она и перенесла
Ивана-царевича к невесте.
Баба Яга в этом случае –
трансформированный образ Великой богини, Мокоши (или Макоши), единственного
женского божества в древнеславянской мифологии.
Некоторые исследователи видят здесь символику матриархата. А почему же
она настолько некрасива? С приходом Христианства на Русь языческие боги
неохотно сдавали свои позиции. Многие постепенно изменились, но не ушли
совсем. И Баба Яга в этом случае
превратилась в безобразную, но добрую старуху.
Яга-злодейка.
Героями этих
сказок выступают в основном дети. Они оказываются в избе Бабы Яги, которая
собирается посадить их на лопату, изжарить в печке и съесть. Как же попадают
дети «в плен» к Яге?
Она или ее помощники похищают детей, оставленных без
присмотра на улице. Гуси-лебеди унесли братика, за которым недоглядела сестра,
посадила его на травку, а сама убежала играть с подружками. Ивашка плыл один в лодочке, а Баба Яга
обманула его и унесла с собой, собираясь съесть.
В сказке «Баба Яга» мачеха посылает к ней
падчерицу, которая тоже должна быть
съедена…
Почему же именно на лопату и в печь? В старину
существовал на Руси такой обряд: хилых,
слабых новорожденных детей обмазывали
тестом, клали на хлебную лопату и трижды
на короткое время помещали в теплую печь,
читая ритуальные наговоры. Ведь печь в традициях древних славян имела особое значение, символически соединяя
в себе три стихии – воздух, землю и огонь, считалась источником жизненной силы.
Может быть этот обычай нашел отображение в сказке, а
может быть более древний обряд посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был
символически сгореть и возродиться.
Как бы то ни было, а никто из детей не бывает
по-настоящему изжаренным. Ивашка спасся
благодаря смекалке (перехитрил дочку Бабы Яги и изжарил ее сам), девочка из
сказки «Баба Яга» спаслась благодаря доброму совету и добрым делам (покормила
животных и смазала ворота), а гуси-лебеди не нашли брата с сестрой, потому что
сестра стала скромнее и перестала быть заносчивой. В сказке «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка» коварная ведьма (Баба Яга) хитростью и обманом выманила
Аленушку из дому, утопила ее и чуть было не зарезала козленка.
Яга здесь олицетворяет опасность для детей,
оставленных без присмотра взрослых. А уж дети, попавшие одни в лес и
заблудившиеся (вспомним, что избушка Яги находится в неведомом месте), чаще
всего были обречены на смерть. Но доброе сердце и смекалка помогут вернуться
домой живыми и невредимыми.
Баба Яга испытывает героя сказки.
Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но
помогает герою или героине. Для того,
чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает
невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед
состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть
ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не
то съем тебя!»
Сивка-бурка. Русские волшебные сказки / в обработке
Аафнансьева А.Н. – М.: Стрекоза, 2007. – 143с.-С.11
И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если
бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных
кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы
их, если б не помощники.
В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою,
но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.
По результатам основного
этапа проекта составлена таблица 1, в которой сказки разделены по той роли,
которую играет в ней Баба Яга.
Таблица 1
РОЛИ
БАБЫ ЯГИ В СКАЗКЕ
№
|
Название сказки
|
Помощь
|
Испытание
|
Злодейство
|
1
|
Гуси-лебеди
|
|
|
Похищает с помощью гусей-лебедей, хочет съесть.
|
2
|
Ивашка
|
|
|
Похищает
обманом, хочет съесть.
|
3
|
Баба-Яга
|
|
|
Хочет съесть.
|
4
|
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
|
|
|
Утопила Аленушку (обманула) и братца хотела съесть.
|
5
|
Василиса
Прекрасная
|
|
Дает
невыполнимое задание. Награждает.
|
|
6
|
Марья Моревна
|
|
Дает невыполнимое задание. Герой берет награду хитростью.
|
|
7
|
Финист Ясный
сокол
|
Помогает, дает
волшебные предметы.
|
|
|
8
|
Иван Царевич и Царь-девица
|
Указывает дорогу
(ритуал перехода).
|
|
|
9
|
Иван Быкович
|
Ритуал перехода
|
|
|
10
|
Царевна-лягушка
|
Указала дорогу
|
|
|
11
|
Заколдованная
королевна
|
З сестры, последняя указала дорогу. (Хозяйка ветров)
|
|
|
12
|
Кощей
бессмертный
|
3 сестры, последняя, хозяйка зверей и птиц, помогла найти
невесту.
|
|
|
Описание продукта проекта
На основе таблицы
составлен рекомендательный указатель по литературному чтению для начальных
классов «Роли Бабы Яги в русских народных сказках». Указатель состоит из предисловия,
трех разделов, таблицы классификации сказок по ролям Бабы Яги в них, алфавитного указателя
названий сказок.
В предисловии - основные
тезисы проекта.
В первом разделе
представлены сказки, в которых Бабе Яге принадлежит роль злодейки; во втором - сказки,
в который Баба Яга испытывает героя; в третьем разделе сказки, где она помогает
главному герою.
На странице указателя
представлено библиографическое описание (название произведения, составители,
иллюстраторы сборника или сказки; выходные данные (город издания, название
издательства, год), название серии(если есть).
Иллюстрация
демонстрирует, как выглядит печатное издание.
В аннотации кратко
характеризуется роль Бабы Яги в конкретной сказке и в подтверждение приводится
цитата из текста сказки.
В конце указателя
прилагается таблица классификации прочитанных сказок и их алфавитный указатель.
Заключение
Пройдя все этапы исследования исторических и
мифологических корней образа Бабы Яги, мы пришли к выводу, что у этого
персонажа нет единой основы.
Образ Бабы Яги пришел в
сказку из мифов древних славян. В языческий период нашей истории это был образ
хранительницы леса и повелительницы ветров
или существа на страже двух миров- мира живых и мертвых. Этот образ не
был отрицательным.
Возможно в некоторых сказках прообразом Яги стали
ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели лечить
людей. Знания такого рода передавались по женской линии и хранилось в строгом
секрете, поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы уберечься от
опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку ставили на
столбы. А вот еще версия. На севере, у хантов, мансов и других близких к ним
народов был обычай после смерти человека делать куклу. Считалось, что туда
переселяется его душа, поэтому куклу кормили, клали спать, заботились о ней.
Но если человек умирал не
своей смертью (замерз, погиб на охоте), то ему делали специальную куклу УРА, и
строили для нее специальный амбарчик – ура-хот, и ставили его на столб высотой
около полутора метров. Это могло послужить прообразом избушки на курьих ножках,
а так же объясняло, почему у Бабы Яги «зубы на полке, а нос в потолок врос».
(Приложения, рис.5).
В некоторых источниках встречается версия о том, что Баба Яга – один из ликов
Мокоши, славянской богини плодородия и судьбы.
С приходом Христианства
на Русь языческие боги постепенно изменились, но не ушли совсем - Баба Яга в
этом случае превратилась в безобразную, но добрую старуху. Образ Бабы Яги
менялся в русских сказках-в некоторых она стала мерзкой, злобной, жестокой
ведьмой. Так с русских сказках появились два непохожих образа Бабы Яги – добрая
и злая.
В сказках для детей Баба
Яга, в основном, выступает в 3 ролях: помогает герою, испытывает его,
злодействует. В большинстве сказок она помогает герою, в некоторых ее помощь не
является бескорыстной. Баба Яга обещает свою помощь в обмен на то, что герой
сказки выполнит ее задания, трудные
поручения; ищет для себя какую-то выгоду.
В третьем случае злой
Бабой Ягой пугают непослушных детей.
Для себя я сделал вывод,
что анализировать сказки интересно. Когда внимательно читаешь и сравниваешь
образ сказочного персонажа, можно сделать новое открытие. Я прочитал много
русских сказок, узнал значение многих новых
слов, узнал из дополнительной литературы о Бабе Яге.
Я не считаю, что Баба Яга
– просто отрицательный персонаж, злая сварливая старуха. Она очень разная,
образ Бабы Яги в русских сказках имеет глубоки смысл и длительную историю.
Я понял, что только по
внешнему виду или быту Бабы Яги нельзя
судить – хороший или плохой она
персонаж. Необходимо узнать о ее делах, поступках и причинах этих поступков.
Продуктом проекта стал
рекомендательный указатель литературы для моих сверстников. Интересно выяснить,
согласятся ли они с моими выводами об образе Бабы Яги, прочитав эти сказки, или
захотят поспорить со мной.
Список
литературы:
1. Вас приветствует сказка / в обработке Афанасьева
А.Н. – Харьковская книжная фабрика «Глобус»,1993 – 240с.
2. Волшебные сказки / в обработке А. Н.Афанасьева.-Л.: Лениздат, 1983-446с
3. Демин В.Н. Гипреборейские тайны Руси – М.:
Вече,2006. – 496с.
4.Кузнецов И.Н. Русские предания – М.: Вече,2013. –
400с.
5.Русские народные сказки – Ростов-на-Дону:
Профф-пресс, 2000. – 608с.
6. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни «волшебной» сказки. (Собрание трудов Проппа
В.Я.) – М.: Лабиринт, 1998. – 512с.
7. Самые лучшие волшебные сказки. – М.: Эксмо,2005. –
224с.
8.Сивка-бурка.
Русские волшебные сказки / в обработке Аафнансьева А.Н. – М.: Стрекоза,
2007. – 143с.
9.Соколова З.П. Народы западной Сибири.
Этнографический альбом. – М.:Наука, 2007. – 342с.
Рис.1
Бенуа А. Азбука в картинках(1904г)
Рис.2.
Амбары с зерном на столбах, Швеция,
музей деревянного зодчества Скансен
Рис. 3.Билибин И. Баба
Яга
Рис.
4. Билибин И. Иллюстрация к «Сказке
о трех царских
дивах и об Ивашке, поповском сыне» ( 1911)
Комментариев нет:
Отправить комментарий